ЗУНД ДМИТРИЯ СПИЧАКА
Упс и океан – это не про нас, точнее, не про Балтийское море. Чтобы выбраться в бесконечные океанские просторы, необходимо преодолеть сначала «горловину» из Балтийских (или датских – кому как угодно) проливов, одним из которых является пролив Зунд (переводится со шведского и немецкого достаточно банально – пролив). Есть у него второе, по смыслу схожее название – Эресунн. В переводе с датского это означает «островной пролив» («эре» — «острова», «сунн» — «пролив»).
Пролив образовался примерно 8 тыс. лет назад, после окончания ледникового периода, когда воды Северного моря размыли перешеек в районе нынешнего Эресунна и соединились с водами Анцилового озера, что привело к образованию Балтийского моря.
Длина пролива составляет около 55 миль, а его наименьшая ширина – 2 мили. Восточный берег пролива Зунд принадлежит Швеции, западный берег – Дании, а самыми крупными портами являются Мальмё и Копенгаген.
Зунд считается одним из самых загруженных проливов мира, он просто «забит» судами, а оттого столкновения здесь не редкость. До конца 90-х гг. прошлого века плотный транзитный судопоток был пронизан паромными переправами. Эту инфраструктурную проблему частично решили возведением самого длинного в Европе (7845 м) Эресуннского моста, соединившего Мальме и Копенгаген. Первый сухопутный транспорт пересек пролив над водой в 1999 году, спустя четыре года после начала строительства.
Однако причиной появления пролива Зунд на страницах нашей газеты является отнюдь не желание провести маленький географический ликбез (хотя преамбула намекает как раз на это). Побудительное событие здесь – небольшой пост с двумя фотографиями, который опубликовал на своей страничке в ВК наш выпускник Дмитрий Спичак. Наше внимание привлекли не только фото с дисплея ЭКНИС и РЛС, но и оригинальное название поста: «Полуночный Зунд Дрифт на судовом кольце». Вскоре после появления этого поста, у нас с Дмитрием состоялся вот такой диалог:
ОиЗ: «Здравствуйте, Дмитрий! Ваш чудо-пост сподвиг нас на мысль немного раскрутить эту тему в газете. В связи с этим маленькая просьба - не могли бы Вы на ближайшем досуге написать пару-тройку-десятку абзацев о своих впечатлениях о проливе и его прохождении, о том, что несведущий человек должен увидеть на этих двух фото, и, вообще, о море и о работе... Будем премного благодарны».
Д.С.: «Здравствуйте! Честно говоря, не ожидал, что Вам приглянется мой пост. Хорошо, постараюсь написать о Зунде и работе в целом… В данный момент мы выжидаем окно с хорошей погодой в Скагерраке, чтобы благополучно пересечь Северное море и достигнуть английского порта. Так как интернета на судне нет, то ответ может затянуться на несколько дней, вплоть до появления берегов…»
Итак, человек слова (здесь даже в двух смыслах) Дмитрий Спичак рассказывает…
«Первое свое «штурманское» впечатление от пролива Зунд я получил прошлым летом. Мы тогда везли караван с досками из Риги в английский порт Гиннесс. Заранее, перед подходом к проливу, надо подготовить доклад для VTS Sound Traffic с необходимой информацией, перечень которой указан в Admiralty List of Radio Signals. Однако по факту доклад превращается в диалог или даже в маленький брифинг по УКВ, во время которого просто необходимо отвечать на вопросы.
Все трафики обычно спрашивают одно и то же, так что после двух-трех докладов уже с полуслова и независимо от качества связи понимаешь любую речь и разбираешь любой акцент. Помимо стандартных вопросов: куда и что везете, сколько людей на борту, когда прибудете в порт назначения, в Зунде еще спрашивают – будем ли мы идти Дрогденом (небольшой углубленный проход в проливе) или под мостом, и с какой стороны будем обходить остров Вен.
Маленькие суда (а я работаю именно на таком) обычно ходят Дрогденом, а остров Вен огибают с востока, если идешь с юга на север и с запада, если с севера на юг. Большие суда, которым в Дрогдене тесно, ходят под мостом.
Дрогденом идти первый раз было несколько волнительно. Буи и мелководье сковывают движения, а вездесущие сорвиголовы яхты и рыбаки, гоняющиеся за ветром и рыбой, забыв обо всем на свете, заставляют вспотеть. Ко всему этому добавляются паромы и обгоняющие или обгоняемые суда – в общем, не соскучишься. Сейчас, спустя год, когда маршрут уже во всю протоптан, пролив не кажется таким страшным, а рыбаки с яхтами не такими безрассудными.
Работать в море мне в удовольствие. Думаю, что это по большей части благодаря дружной команде. На нашем судне семь человек, все россияне. С большинством из них я уже отработал около двух лет чистого моря. Экипаж на судне – моя вторая семья. Ты делишь с ними шесть месяцев жизни каждый год, переносишь как радости праздничных, безработных и беззаботных дней, так и горечи штормов и ночных грузовых работ. Появляется свой местный юмор, понятный только вам… Ты перенимаешь их традиции (а куда ты денешься с подводной лодки?). Кстати, один из моих любимых судовых обычаев – домашние пельмени по воскресеньям. В общем, как по мне, так на судне самое важное – микроклимат в коллективе и хорошая еда. Если все это имеется, то и работается веселее!
И в эпилоге немного про фото ЭКНИС и радара. На электронной карте можно увидеть подобие дорожного кольца в морском исполнении. В центре стоит маяк, означающий центр закольцованного перекрестка. Южное направление смотрит на Росток и Кильский канал, юго-восточное на остров Борнхольм (привет картам из класса навигационной прокладки БГАРФ), а северное указывает на вход в Зунд. Зеленые треугольнички – это суда, отображаемые с помощью АИС, пунктирные линии, идущие от судов – их относительное движение. На радаре можно увидеть цели и идущие от них «хвосты», так называемые следы. Все цели у меня перемещаются, так как я использую режим «относительное движение». В таком режиме показаны курс и скорость отраженных объектов относительно движения нашего судна. Как говорит наш капитан: «Не так важно, в какой порт или в какую сторону следует судно, важно то, как оно идет по отношению к нам».
Сама ситуация вокруг этого кольца, а именно изображение на ЭКНИС, напомнила мне моменты из кинофильма «Тройной форсаж: Токийский дрифт», в котором автомобили наперегонки «входили боком» в такие повороты, безжалостно стирая покрышки на колесах. Сопоставив одно с другим, добавив, вероятно, самую запоминающуюся песню из фильма, я и получил такой пост».
Спасибо Вам, Дмитрий Викторович, и семь футов под килем!
Д.Спичак, С.Бирюков, фото Д.Спичак